Нажмите для просмотра прикрепленного файла Отчет о состоявшемся 9 ноября интервью c руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту В.А. Фетисовым, которое состоится 9 ноября.

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью c руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеславом Александровичем Фетисовым, которое состоялось 9 ноября 2006 года.

Тема интервью: "Изменения в законодательстве РФ о физической культуре и спорте, проект нового ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ".

Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.


Посмотреть видео-фрагмент состоявшегося интервью (1,8Мб)


"Государство обязано обеспечить доступ всех слоев населения к спорту", - считает руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Александрович Фетисов. Недавно Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", которая предусматривает выделение более 110 млрд. рублей на строительство около 4 тыс. спортивных объектов, в основном межшкольных стадионов, плавательных бассейнов, многофункциональных спортивных залов. В октябре этого года в Государственную Думу РФ был внесен проект нового Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ".

КонсультантПлюс: Уважаемый Вячеслав Александрович! Чем проект нового ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" отличается от действующего сейчас закона? Какие принципиальные изменения будут в него внесены?

Вячеслав Александрович: Действующий в настоящее время Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ" 1999 года носит преимущественно декларативный характер. С момента принятия действующего закона российское законодательство подверглось существенному изменению, а в закон "О физической культуре и спорте в РФ" изменения практически не вносились.

Можно выделить следующие основные отличия проекта нового Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от действующего в настоящее время федерального закона.

Во-первых, в проекте закона отдельное внимание уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенным образом детализированы. Это позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в полной мере реализовать политику, направленную на формирование у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.

Во-вторых, проект нового закона вводит новый вид спортивных федераций - общественных объединений. Деятельность такого общественного объединения будет направлена на развитие как одного, так и нескольких видов спорта, подготовку спортсменов - членов сборных команд Российской Федерации. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими.

В-третьих, законопроектом четко установлен механизм государственного регулирования в спорте. Государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта включает в себя такие институты, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, государственная регистрация спортивных федераций, ведение Всероссийского реестра видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

В-четвертых, проектом закона предусмотрена возможность регулирования правоотношений между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией путем заключения как трудового, так и гражданско-правового договора, что позволяет решить многие вопросы, возникающие в этой области в настоящее время. В частности, вопросы компенсаций спортивным клубам при переходе спортсменов.

С чем связаны столь серьезные изменения в понятийном аппарате законопроекта, в частности исключение дефиниций "профессиональный спорт" и "любительский спорт"? Неясным мне также представляется в законопроекте положение о ведении органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области физкультуры и спорта, реестров спортивных федераций. Там дается исчерпывающий перечень документов, включаемых в реестр, однако основополагающие документы юридического лица в перечне отсутствуют. Рекомендую реципировать по данному вопросу перечень документов из ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц…". Кроме того, в законопроекте содержится огромное количество юридико-технических ошибок. Хотя, безусловно, радует, что учтены основополагающие нормы международного и европейского права (прежде всего нормативные правовые акты Совета Европы). - Артур Меликян, студент С.-З. филиала Российской правовой академии Минюста России

В.А.: Действительно, в проекте закона отсутствуют дефиниции профессионального и любительского спорта. Но это обусловлено прежде всего тем, что содержание данных категорий с течением времени менялось. Да и в настоящее время дать однозначную трактовку указанным категориям не представляется возможным, между ними довольно трудно провести четкую границу.

В настоящее время отсутствует необходимость законодательного закрепления этих понятий. В связи с этим законопроектом вводятся понятия "спорт высших достижений" и "массовый спорт".

В настоящее время в различных видах спорта отсутствует четкое деление спортсменов на профессионалов и любителей. К примеру, расформированы Международная федерация велосипедистов-профессионалов и аналогичная Федерация велосипедистов-любителей. Единственным органом, осуществляющим руководство велоспортом, является Международный союз велосипедистов. В соответствии с этим пересмотрена вся система соревнований, мировые рекорды стали общими для профессионалов и любителей. Ярким примером может также являться футбол. FIFA с начала восьмидесятых годов перестала разделять футболистов на профессионалов и любителей и рекомендовала своим членам называть профессионалов и любителей просто "игроками".

Что касается хоккея, то на сегодняшний день игроки, выступающие за клубы Национальной хоккейной лиги, являющиеся профессионалами, допущены к участию в Олимпийских играх и чемпионатах мира, что является ещё одним подтверждением отсутствия принципиального деления спортсменов на профессионалов и любителей. Подобная практика наблюдается и в баскетболе, FIBA решила положительно вопрос допуска ведущих профессионалов из NBA к чемпионатам мира и Олимпийским играм.

Однако в некоторых видах спорта существует деление спортсменов на профессионалов и любителей, такое разделение связано с организацией соответствующих спортивных федераций в определенном виде спорта.

Статьи проекта закона, посвященные спортивным федерациям, разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Проектом закона установлены лишь определенные особенности, которые не входят в противоречие и не отменяют положения указанных законов.

Проектом нового федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" вводится новое понятие "спортивная федерация", каков принцип построения системы спортивных федераций? – Ростислав (Москва)

В.А.: Проектом закона вводится понятие "спортивная федерация", представляющая собой новый вид общественного объединения, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд.

Устанавливается пирамидальная структура спортивных федераций. Местные спортивные федерации создаются в целях развития видов спорта на территории одного или нескольких муниципальных образований в составе одного субъекта Российской Федерации.

В свою очередь региональные спортивные федерации создаются большинством общего количества расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации местных спортивных федераций.

Общероссийские федерации создаются большинством региональных спортивных федераций.

При этом важно отметить, что одна местная спортивная федерация может выступить учредителем только одной региональной, а одна региональная спортивная федерация – одной общероссийской спортивной федерации.

Такая структура исключает возможность возникновение конфликтных ситуаций, связанных с существованием нескольких общероссийских спортивных федераций по одному виду спорта.

Предлагаемая законопроектом модель построения спортивных федераций не является новой для российского законодательства. Аналог предлагаемой конструкции содержится в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии".

Такая структура полностью соответствует Конституции Российской Федерации, в статье 72 которой указано, что общие вопросы физической культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В законопроекте не содержится такого понятия, как профессиональный спортсмен, а особенности регулирования трудовых отношений устанавливаются для спортсменов и тренеров, в связи с этим будут ли вноситься изменения в трудовое законодательство? – Антонина (Москва)

В.А.: В настоящее время возникает множество проблем, связанных с оформлением спортсменов на работу в качестве "спортсмена". Существует проблема коллизии норм трудового права и гражданского законодательства в части урегулирования отношений между работником (спортсменом) и физкультурно-спортивной организацией (работодателем) путем заключения трудовых и гражданско-правовых договоров. При этом страдают от этого спортсмены.

На сегодняшний день Росспортом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", направленный на упорядочение отношений между спортсменами и физкультурно-спортивными организациями, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. Законопроект предлагает замену в статьях Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующих особенности труда отдельных работников, термина "профессиональный спортсмен" на термины "спортсмен" и "тренер". Внесение таких изменений в трудовое законодательство позволит избежать проблем, возникающих при трудоустройстве спортсменов и тренеров.

В проекте новой редакции Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не содержится такого понятия, как "профессиональный спортсмен". А особенности регулирования трудовых отношений устанавливаются для спортсменов и тренеров. В связи с этим предполагается заменить в статьях Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников, термин "профессиональный спортсмен" на термины "спортсмен" и "тренер".

Вашим распоряжение киберспорт признан официальным видом спорта в России. МОК должен рассмотреть предложение о включении киберспорта в число официальных дисциплин Олимпийских игр 2008 года. Как вы относитесь к тому, чтобы киберспорт стал олимпийским видом спорта? Оказывает ли Федеральное агентство по физической культуре и спорту какую-либо поддержку в области спортивных состязаний? – Тимофей Доронин (Москва)

В.А.: В этом вопросе, судя по всему, речь идет о компьютерном спорте, и здесь необходимо сказать следующее. Данный вид спорта в 2000 году был признан Госкомспортом России и затем внесен во Всероссийский реестр видов спорта. Однако, принимая во внимание, что за последние 2 года по этому виду спорта не проводилось официальных соревнований (чемпионатов и кубков России), в текущем году он был исключен из Всероссийского реестра видов спорта, а также из перечня признанных видов спорта.

Включение компьютерного спорта в число олимпийских видов спорта, по моему мнению, не имеет реальных перспектив. Стоит отметить, что такие "интеллектуальные" виды спорта, как шахматы и шашки, до сих пор не являются олимпийскими.

В январе 2005 года закончила свои полномочия Единая всероссийская спортивная классификация 2001-2005 гг. Уже заканчивается 2006 год, а новой классификации пока нет. Когда ее ждать? – Татьяна (Ярославль)

В.А.: В настоящее время по 84 летним видам спорта утверждена Единая всероссийская спортивная классификация на 2006–2009 гг., которая размещена на официальном сайте Федерального агентства по физической культуре и спорту. В отношении зимних видов спорта действует упомянутая Вами редакция ЕВСК.

25 октября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", который раскрывает содержание ЕВСК, а также устанавливает перечень и порядок присвоения спортивных званий, спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей. Положение о ЕВСК является нормативным правовым документом и определяет условия и порядок присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов в Российской Федерации по видам спорта, признанным в Российской Федерации.

В проекте закона эти вопросы также не обойдены вниманием и им посвящена отдельная статья.

Вячеслав Александрович, будет ли создан единый специальный орган для разрешения споров в области спорта? – Лубсанов Владимир (г. Улан-Удэ)

В.А.: Что касается вопросов возможного создания специализированного государственного суда по вопросам спортивных споров, необходимо отметить следующее. Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Однако действующее российское законодательство позволяет создавать третейские суды, которые могут рассматривать в том числе и спортивные споры (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации").

Останется ли в силе положение закона N 80 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" о пожизненном материальном обеспечении за счет федерального бюджета выдающихся спортсменов? – Аненков Александр Георгиевич (Москва)

В.А.: Условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией определяется Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".

Пункт 2 статьи 1 указанного Закона предусматривает, что дополнительное материальное обеспечение назначается, в частности, чемпионам Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр. Таким гражданам дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект, предлагающий расширить список лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение, дополнив его чемпионами мира, имеющими государственные награды Российской Федерации.

Как будет оценен труд чемпионов мира разных лет и порядок выхода их на пенсию? – Ольга (Москва)

В.А.: Проект нового Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не регулирует вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан, в том числе и спортсменов. Эти вопросы относятся к сфере пенсионного законодательства и регулируются, в частности, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном обеспечении в Российской Федерации".

Однако, как я уже говорил, существует проект закона, предполагающий расширение круга лиц, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

И еще несколько вопросов на спортивную тему. Заявляя о необходимости запрета на игру легионеров в российских футбольных клубах, Вы не боитесь санкций со стороны ФИФА, аналогичных тем, что были в отношении Греции? ФИФА крайне отрицательно относится к вмешательству государства в футбольные дела. - Сергей (Саратов)

В.А.: Я не думаю, что это надо регулировать законодательно. Учредители лиги, хозяева клубов вправе договориться о некоем порядке, но нужно, прежде всего, учитывать интересы развития футбола в стране, дать шанс проявить себя молодым российским футболистам. Есть команды, которые имеют больше всего легионеров и которые занимают последние места в турнирных таблицах. Надо правильно расставить приоритеты: что важнее - интересы клубов или российской национальной сборной.

Каковы на данный момент перспективы проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи?

В.А.: Работа, которая была проведена нашими менеджерами, имеет серьезный результат. Главное, что удалось убедить членов МОК в том, что мы полностью соответствуем идеалам олимпизма, но работа еще продолжается.

КонсультантПлюс: Вячеслав Александрович, спасибо Вам за интересное интервью.

--------------------------------------------------------------------------------

В подготовке и проведении интервью с В.А. Фетисовым участвовали специальный корреспондент компании "Консультант Плюс" Д.В. Буянов и редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина. Фото - Т.М. Тверецкий.

КонсультантПлюс Copyright ©